[Burichan] [Futaba] [Photon]  -  [WT]  [Home] [Manage]

[Return] [Entire Thread] [Последние 50 постов] [Первые 100 постов]
Posting mode: Reply
Адрес
Captcha image
Тема   (reply to 28131)
Текст
Файл
Embed   Help
Пaроль  (для удаления постов и файлов)
  • Supported file types are: 7Z, GIF, JPG, MP3, PNG, RAR, ZIP
  • Maximum file size allowed is 4000 KB.
  • Images greater than 200x200 pixels will be thumbnailed.
  • Currently 5661 unique user posts. View catalog

Файл 128304453078.jpg - (303.88KB , 670x509 , DF_Cheese.jpg ) Thumbnail displayed, click image for full size.
28131 No. 28131
Постим сюда всевозможный фан-арт и мэдскиллзы, посвященные Dwarf Fortress.
Marked for deletion (old)
Expand all images
>> No. 28132
Было.
>> No. 28133
Файл 128305179622.png - (33.33KB , 297x290 , Slowpoke.png ) Thumbnail displayed, click image for full size.
28133
>>28132
Да ты что? Неужели?
>> No. 28138
Файл 128306120467.jpg - (67.70KB , 600x600 , 12767939242595.jpg ) Thumbnail displayed, click image for full size.
28138
>> No. 28139
Файл 12830612707.png - (143.41KB , 625x1907 , 12811675857871.png ) Thumbnail displayed, click image for full size.
28139
>> No. 28140
Файл 128306160057.png - (118.22KB , 782x381 , png.png ) Thumbnail displayed, click image for full size.
28140
Настолько эпичны, что не влазят:
http://rghost.ru/2472081
http://rghost.ru/2472088
>> No. 28141
А теперь немного порыбачим:
http://boards.4chan.org/tg/res/11865832
>> No. 28142
Файл 128306430650.jpg - (85.23KB , 1066x800 , 1283063940919.jpg ) Thumbnail displayed, click image for full size.
28142
>> No. 28174
Файл 128308306891.png - (230.74KB , 1054x678 , 1283074082440.png ) Thumbnail displayed, click image for full size.
28174
>> No. 28195
Файл 128309409054.png - (191.71KB , 785x519 , dwarf_fortress_by_slimEGGMAN.png ) Thumbnail displayed, click image for full size.
28195
>> No. 28196
Файл 128309413417.jpg - (31.02KB , 408x674 , Sub-Actuality2.jpg ) Thumbnail displayed, click image for full size.
28196
>> No. 28197
Файл 128309415829.jpg - (38.14KB , 470x337 , dwarvesmine.jpg ) Thumbnail displayed, click image for full size.
28197
>> No. 28206
Файл 128309818129.jpg - (299.01KB , 1581x767 , 1283084813391.jpg ) Thumbnail displayed, click image for full size.
28206
>> No. 28209
>>28206
jpg тут не любят. И в мой нищебродский монитор эта картинка не лезет >> 1581x767...
>> No. 28210
>>28209
Я сам jpg ненавижу. И в мой монитор она тоже не лезет. Но такую уж запостили.
>> No. 28242
Файл 128311377469.png - (7.37KB , 191x234 , 1282702553578.png ) Thumbnail displayed, click image for full size.
28242
>>28197
Это где ты такую прелесть нашёл?
>LEGO-кун
>> No. 28252
Файл 128312594270.gif - (7.98KB , 296x834 , 1283105108424.gif ) Thumbnail displayed, click image for full size.
28252
Ишь, сколько за ночь наловилось
>> No. 28253
Файл 128312595935.gif - (30.17KB , 397x1445 , 1283106462198.gif ) Thumbnail displayed, click image for full size.
28253
>> No. 28254
Файл 128312599275.gif - (95.73KB , 720x1380 , 1283111050456.gif ) Thumbnail displayed, click image for full size.
28254
>> No. 28255
Файл 128312601798.jpg - (169.04KB , 1946x1257 , 1283105051474.jpg ) Thumbnail displayed, click image for full size.
28255
>> No. 28256
Файл 128312605069.jpg - (111.61KB , 616x281 , 1283106627902.jpg ) Thumbnail displayed, click image for full size.
28256
Как бороться с троллями.
>> No. 28257
Файл 128312608333.jpg - (474.77KB , 710x558 , 1283106730545.jpg ) Thumbnail displayed, click image for full size.
28257
>> No. 28258
Файл 128312618920.jpg - (64.74KB , 838x517 , 1283107668141.jpg ) Thumbnail displayed, click image for full size.
28258
Отличная шутка!
>> No. 28259
Файл 128312621672.jpg - (97.98KB , 500x500 , 1283108584887.jpg ) Thumbnail displayed, click image for full size.
28259
>> No. 28260
Файл 128312625252.jpg - (48.41KB , 800x579 , 1283108725527.jpg ) Thumbnail displayed, click image for full size.
28260
>> No. 28261
Файл 128312628519.jpg - (388.93KB , 1246x741 , 1283108848634.jpg ) Thumbnail displayed, click image for full size.
28261
Эпично. Надо будет перевести
>> No. 28262
Файл 128312633051.jpg - (137.30KB , 694x630 , 1283109174580.jpg ) Thumbnail displayed, click image for full size.
28262
>> No. 28263
Файл 128312638754.jpg - (117.69KB , 650x440 , 1283109427109.jpg ) Thumbnail displayed, click image for full size.
28263
>> No. 28264
Файл 128312641883.jpg - (314.92KB , 878x730 , 1283110403733.jpg ) Thumbnail displayed, click image for full size.
28264
Я этого не одобряю.
>> No. 28265
Файл 128312647926.png - (10.58KB , 648x334 , 1283104158610.png ) Thumbnail displayed, click image for full size.
28265
Что?
>> No. 28267
Файл 128312656456.png - (475.84KB , 600x600 , 1283108681140.png ) Thumbnail displayed, click image for full size.
28267
>> No. 28270
>>28264
Fucking lol`d on that one.
>> No. 28271
>>28261
Знаете, у меня недавно была крепость в стиле Ацтекского культа.
Не знаю как это всё началось. Может быть это случилось когда я понял как было весело сбросить эльфийского прихвостня с 20го этажа, и наблюдать как взрыв окрасил стены красным, заставляя мелких пейзан поспешать с уборкой. Быть может это случилось когда я переименовал профессию своего философа в "Жреца", а потом и в "Верховного Жреца"
>> No. 28272
>>28261
Я точно знаю откуда это началось. Нечто побудило меня построить жертвенную пирамиду, вознесшуюся в небеса на 14 этажей над моей крепостью. Каждая секция была покрыта искусной резьбой, изображавшей множество ужасных событий, так-как местные легенды рассказывали о ранении некоего дворфа в бою с циклопом, в котором он потерял руку, что-то типа того, так-же, чего стоят все эти отвратительные поступки свершенные моими маленькими дворфами. Нет нужды говорить, что когда храм был достроен, он был снизу доверху покрыт картинами, которые могли бы составить конкуренцию любой светящейся бездне. Я был очень доволен своим небольшим мега-проектом
>> No. 28273
Файл 128313638355.jpg - (7.24KB , 62x62 , d75cb50be972.jpg ) Thumbnail displayed, click image for full size.
28273
>>28271
Английский знаю, но всё-равно спасибо. Сотни адамантина тебе няша.
>> No. 28278
Файл 128314629162.jpg - (398.12KB , 658x2161 , 1283131474866.jpg ) Thumbnail displayed, click image for full size.
28278
>>28139
A challenger appears!
>> No. 28279
Файл 128314707850.png - (553.03KB , 874x1360 , 1283137468392.png ) Thumbnail displayed, click image for full size.
28279
>> No. 28280
Файл 128314714041.jpg - (12.81KB , 333x359 , 1283135251214.jpg ) Thumbnail displayed, click image for full size.
28280
>> No. 28311
>>28141
Да ебаный ты по голове! Сдох тред.
>> No. 28376
>>28280>>28252>>28253
моар гоблинш-няшек
i mad
>> No. 28404
Файл 128326464831.jpg - (366.02KB , 758x3360 , 1194770522105.jpg ) Thumbnail displayed, click image for full size.
28404
Catsplosion
>> No. 28700
http://nerfnow.com/comic/image/370
http://nerfnow.com/comic/image/371
>> No. 28701
>>28700
Вот что бывает когда у тебя в крепости фурфаги.
>> No. 29021
>>28376
Кажись нашол откуда идея, тут целый комикс, правда по днд - http://yafgc.net/?id=1
>> No. 29035
>>29021
Не, не похоже, стиль другой. И гоблинша совсем не няшная
>>28280-кун, откуда пикрелейтед свой стащил?
>> No. 29044
>>29035
С форчана.
>> No. 29053
>>29035
рул34?
>> No. 29080
Файл 12840550436.png - (54.84KB , 336x336 , 1261046766674.png ) Thumbnail displayed, click image for full size.
29080
>>29053
Что я, фурфаг какой 34 с гоблинами реквестировать? Просто няшных гоблинш, как вот например >>28280. Ничего постыдного.
>> No. 29092
>>29080
Протестую. Гоблины не волосатее людей, по идее. А впрочем, какая разница? Сгодится любая няшная картинка на рабочий стол повесить, стимпанк дартвейдер уже поднадоел.
>> No. 29100
Файл 12840703452.jpg - (42.33KB , 565x647 , cjojo.jpg ) Thumbnail displayed, click image for full size.
29100
>>29080
выкрадена няша (1шт) на просторах интернетов, брать будете? (фон медскиллать самим)
>> No. 29101
>>29100
C пивом потянет. Спасибо. Блин, фон... Черный не сделаешь, понятно - а какой тогда?
>> No. 29131
>>29101
розовый

>>29092
покажи дарта стимпанковского, не видел.
я те тож че нибудь дам этакое :3
>> No. 29135
>>29131
нихуя не даст.
Кэп
>> No. 29138
>>29131
Поищи тут:
http://community.livejournal.com/ru_steampunk/
На моей памяти, стимпанковых Дартов Вейдеров штук десять было. А пару раз даже дизельпанковые попадались.
>> No. 29143
>>29131
Очень блин смешно.

Вейдер отсюда: http://ericpoulton.blogspot.com/search/label/steampunk%20star%20wars
>> No. 29496
Файл 128449215469.png - (64.80KB , 760x378 , 1284478029216.png ) Thumbnail displayed, click image for full size.
29496
>> No. 29499
Now, here’s the thing about dwarves: they’re not like you and me. We wake up, we shower, we get dressed, we go to work, and while we’re doing all this, sometimes we get an idea. “I should write a cookbook that focuses on pomegranates,” we think, and then we get out of the shower and towel off and we don’t write the book. “I should create a mosaic depicting Washington’s terrible defeat at Fort Necessity,” we think, and then, almost always, we reach our bus stop, we step off the bus, and we go on with our lives.

Dwarves aren’t like that. They have lives, and jobs, just like us, and they have normal ideas that don’t come to pass, just like you and me, but sometimes – often enough that the Dwarves have five different words for it, all of which translate, roughly, to “touched” – a dwarf gets a particularly strong idea, an idea that he can’t shake. “I should write a cookbook that focuses on pomegranates,” the dwarf will think, “and I will make the cover from pomegranate peel. And the ink will be made from pomegranate juice, and the pages shall be made of the finest papyrus, and the pages will be bound with a single thread of gold. And the book shall be called ‘Berrydowned’.”

The dwarf’s co-workers might say to him “Hey, Arast, why did you stop hammering?” and Arast will say “Fuck you,” walk in to a grocery store, kick everyone out, and spend the next nine hours obsessively examining each pomegranate to find the perfect materials for his cookbook. That’s what dwarves are like.
>> No. 29500
This is a story about two dwarves in the fortress of Bekemlogem, “Springpainted.” One of these dwarves became a legend. The other died miserably, starving in the dark. The first dwarf’s name was Nish Oddomshetbøth. The second’s was Urist Köbukrinal.

Bekemlogem was an unusual fortress, built as it was in the middle of a swamp. Dwarves, by their nature, are not fond of swamps. There’s too much mud, for one thing, and too much water. There are many adjectives one can apply to a dwarf, but “moist” is not the first that comes to mind. This was not just any swamp, but a swamp that, as near as anyone could tell, was over an aquifer. An aquifer can make it hard to mine safely, and no mining means no profit. The leader of the expedition to found the fortress, a merchant by the name of Stukos Oddomsanreb, had to do an awful lot of fast-talking to persuade people that he wasn’t crazy. “There’s a caldera there,” he insisted, “which has to be solid rock. We can tunnel down near the caldera, and mine under the aquifer. If we’re careful, there’s nothing to worry about.”

Stukos was a good dwarf, but not a persuasive one. Only 6 other dwarves left the safety of the mountainhomes to try to find their fortune in Stukos’s swampy paradise. The funny thing about this is that Stukos turned out to be mostly right. There was solid rock near the caldera, and although the miners had to be careful to not accidentally take a bath in hot magma, they were able to dig down below the aquifer and establish workshops, where they began growing mushrooms and carving crafts to trade with anyone crazy or stupid enough to visit them out in the middle of the marshlands. Soon enough, they started attracting immigrants.
>> No. 29501
The swamp was peaceful and quiet. There weren’t even any goblin attacks, and when was the last time you heard of a fortress that wasn’t attacked by goblins? Even the goblins, it seems, were smart enough to avoid the swamp. Nish, a glass-blower by trade, had arrived at Bekemlogem on a spring morning and was promptly informed that out here in the country they didn’t have much call for fancy things like glass, that stone was good enough for plain-spoken honest dwarves, and that we don’t have any sand around here anyway, so here’s a crossbow and you’re in the army now, son.

As I said, there were no goblins in the swamp, which was good, because there weren’t any bolts for Nish’s crossbow either, and even if there had been bolts, there was nothing to shoot at. Military service at Bekemlogem mostly involved standing around outside, swearing, and sweating, not necessarily in that order. Occasionally one of his squad-mates would offer to wrestle, to relieve the boredom, but this just made Nish feel even more uncomfortable, especially since this particular squad-mate always wanted to wrestle naked, “to keep our uniforms from getting wrinkled,” he said.
>> No. 29502
So mostly Nish just stood outside in the swamp, sweating, and thought about beer. Nish thought about dark beer, light beer, frothy beer, flat beer, ale, lager, porter, and stout. He thought about beer mugs, beer steins, beer taps, kegs of beer, a beer mug, tall glasses filled with beer, coasters that you could fling at people after you’d drunk enough beer from that stone beer mug, and a table for putting the beer mug on, except there needs to be a little bit of something on the bottom of the mug to make sure it doesn’t scratch the table. A bit of turtle shell would be perfect. He thought about drinking beer on cold days, nice days, rainy days, hot and sticky days, when your hand slips on the beer mug and you drop it, spilling your beer, which is bad, so you’d want to have a good grip. Maybe you could nurl the handle? No, no, too boring. You want something textured. Something you can really feel. Bones. You could wrap the handle in small bones. But you’d have to position the handle so as not to obscure the carving on the mug, the carving depicting the founding of the first Fortress.

It was around this time that Nish dropped his crossbow and began slowly walking towards the nearby outdoor workshop, like he was in a trance. “Hey, get back to your post!” said his captain, Momuz. “Fuck you,” said Nish. He walked inside to the workshop, elbowed the master stonecrafter in the face, picked him up by his breeches, and threw him out of the building. Momuz put his head in his hands, and moaned, as the realization hit him. “He’s touched. This is going to end in blood.”
>> No. 29503
In fact, it didn’t end in blood. It ended in a lovely beer mug, engraved with an image of a dwarf raising a scepter, that Nish called “The Undignified Worries,” which when you think about it is a truly appropriate name for a beer mug. Nish never drank from anything else for as long as he lived. On unveiling the masterful mug — and its artistry and craftsmanship were undeniable — Nish was honorably discharged from the army, was given his own workshop and a generous stipend, and basically allowed to do whatever the hell he wanted for the rest of his life. When not in his workshop, “whatever the hell he wanted” turned out to be drinking beer, from his mug, inside.

No, it didn’t end in blood, but Momuz can be forgiven for thinking that it probably would. The funny thing about ideas — dwarven or human — is that there’s no strict requirement that they be practical. We can all imagine building a hot-air balloon to fly to Jupiter, or making a bicycle entirely of bacon, or, to take an example from Minnie the Moocher, a diamond car with platinum wheels. But when a dwarf is touched by the idea of a car like that, he doesn’t stop to think “this isn’t practical.” Instead, he starts looking around for diamonds and platinum.
>> No. 29504
Sometimes, the dwarf will go mad, grab the nearest weapon, and start cutting down anyone he comes across. This is what Momuz expected when he bemoaned Nish being touched, because that’s what usually happens. Momuz, being captain of the guard, was likely to be the first person killed. An insane dwarf can usually take down four or five of his comrades before being killed himself. It’s a lot easier to kill when you aren’t afraid of dying.

Strangely, this outcome is viewed by most dwarves as the lesser of two evils.

Sometimes, instead of going on a rampage, the thwarted dwarf will kill himself. Suicide is not a part of dwarvish culture, and they would be bitterly offended to hear me describe it this way. Their word for this sort of death translates roughly to “melancholy.” The melancholic dwarf stops eating, stops drinking, and simply wanders aimlessly around the halls, sometimes for months, until she or he eventually dies from starvation and malnutrition. This is infinitely worse for the dwarves than the violent outcome, which at least is over quickly.

The key thing to realize here is that to the dwarves, the failure of a touched dwarf to create his artifact is a failure of the community, not a failure of the dreamer. “If we had only dug deeper, and worked harder,” they think, “we would have had enough diamonds and platinum for her to build that car. The vision of that car was a gift from the gods, and we were too shiftless and lazy to be able to claim it.” The melancholic dwarf, dying slowly in public, is a constant reminder of the community’s inadequacy.

>> No. 29505
Which brings us to Urist Köbukrinal, a name that to this day will make the dwarves of Bekemlogem weep in shame and shake in self-loathing. Urist was an engineer, a shy boy who one day was touched. True to his nature, Urist snuck downstairs to the lowest levels of the fortress and, in the deep, quietly and shyly claimed a mechanic’s workshop that no one was using. No one noticed he was missing at first, but when they finally found him in the deeps, he was surrounded by sketches of something, and refused to say a word. His sketches had rock, and bone, and cloth, and he was surrounded by pieces of rock of varying sizes. The town elders brought him all the cloth and bones they had, but none of it was right. They didn’t know how it wasn’t right; Urist wouldn’t say.

It would be four months until the next caravan arrived. There was no way that Urist would be able to make whatever it was he was trying to make. And so the dwarven elders of Bekemlogem, perhaps thinking of their children, whom dwarves love as much as we love our own, did the unthinkable.
Urist made no attempt to escape. He just stood behind the workbench, calmly watching each stone as it slid into place. The masons, their cheeks red with humiliation, would not meet his eyes. When the last stone slid into place, he sat down and, quietly, waited to die. It took fifty-two days. He never made a sound.

They walled Urist in his workshop.

Urist made no attempt to escape. He just stood behind the workbench, calmly watching each stone as it slid into place. The masons, their cheeks red with humiliation, would not meet his eyes. When the last stone slid into place, he sat down and, quietly, waited to die. It took fifty-two days. He never made a sound.
>> No. 29508
http://boards.4chan.org/tg/res/12084920#12087072
Следите, если будет продолжение истории, запостите.
>> No. 29520
http://s001.radikal.ru/i193/1009/61/d1f7b9d2c08b.png

не поместилось в пост.
>> No. 29523
>>29520
>>28140
>> No. 29528
Это охуенно. К счастью мне ещё не приходилось замуровывать стрейндж муды, всё заканчивалось благополучно.
>> No. 29529
Вот кое-что о дварфах : они не такие как ты или я. Мы просыпаемся, принимаем душ, одеваемся, идём на работу, и пока мы всё это делаем, нам в голову может придти идея. “Я должен написать поварённую книгу про гранаты,” думаем мы, а затем мы выходим из душа, снимаем полотенце, а потом мы не пишем эту книгу. “Мне надо сделать мозаику про поражение Вашингтона у форта Нецессити,” думаем мы, а потом, почти всегда, мы доходим до остановки, заходим в автобус, и продолжаем жить своей жизнью.
Но дварфы не такие. У них есть жизнь, работа, прямо как у нас, и у них тоже есть идеи которые они забывают, прямо как я и ты, но временами - довольно часто, так как у дварфов есть аж 5 разных слов для этого, все которые переводятся как “одарение” Правильно бы перевести как "Тронутый" но в русском языке это несёт негативный окрас– у дварфа появляется очень навязчивая идея, идея которую невозможно отбить будничной жизнью. “Я должен написать поварённую книгу про гранаты,” подумает дварф, “и я сделаю обложку из кожуры гранатов. И чернила будут из сока гранатов, и страницы будут из лучшего папируса, и я сошью страницы золотой нитью. И я назову книгу ‘Berrydowned’.” Давленоягода звучит дерьмово
Коллеги дварфа наверное спросят “Эй, Араст, почему ты перестал стучать молотком” и Араст ответит “Идите нахуй”, зайдёт в ближайший фруктовый магазин, пинками всех выгонит, и проведёт следующие 9 часов рассматривая гранаты дабы найти идеальные экземпляры для его книги. Дварфы - они такие.
>> No. 29533
Это история о двух дварфах живущих в крепости с именем Бекемлоген, “Окрашенный весной.” Один из этих дварфов станет легендой. Другой подохнет в тени от голода. Имя первого дварфа Ниш Оддомщетбоф. Имя второго было Урист Кобукринал.
Бекемлогем был необычной крепостью, построенной посреди болота. Дварфы, по их природе, не очень любят болота. Слишком много грязи, с одной стороны, и слишком много воды, с другой стороны. Дварф может жить где угодно, но “влажность” не самый любимый их критерий. Это было не просто болото, но болото, говорят, было с водоносным слоем. Слой мешал раскопкам, и шахтёры не могли ничего добится. Лидеру экспедиции, основателю крепости, торговцу по имени Стукос Оддомсанреб, приходилось очень много говорить чтобы убедить людей что он не псих. “Там кальдера!”, http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0 настаивал он, “в которой точно есть твёрдый камень. Мы может пробуриться рядом с ней, и прокопать под водоносный слой. Если мы будет делать это осторожно, то боятся нечего.”
Стукос был хороший дварф, но не очень убедительный. только 6 других дварфов покинули безопасные своды Горных Домов дабы попробовать найти их судьбу в болотном рае Стукоса. Самое смешное, Стукос оказался прав. Возле кальдеры был твёрдый камень, и не смотря на то что шахтёрам приходилось быть сверхаккуратными дабы не искупаться в горячей магме, они прокопались под водоносный слой и сделали рабочие места, где они начали выращивать грибы и делать безделушки для торговли с достаточно тупым или безумным караваном что рискнёт к ним отправится. Довольно скоро крепость начала привлекать иммигрантов.
>> No. 29534
Болото было мирным и спокойным. Не было даже гоблинских осад, несмотря на то что никто не слышал о крепости на которую не нападали гоблины. Даже эти зелёные твари обходили болото стороной. Ниш, стеклодув, прибыл в Бекемлогем весенним утром, и был сразу проинформирован что тут у них нет необходимости в таких вычурных штучках как стекло, так как камень был достачно хорош для суровых дварфов, и песка всё равно нет, так-что держи арбалет и отправляйся-ка в армию, сынок.
Как я уже сказал, в болоте гоблины не водились, что было хорошо, так как у Ниша всё равно не было болтов к арбалету, а если бы и были, всё равно стрелять было бы не в кого. Военная служба в Бекемлогеме в основном заключалась в стоянии снаруже, матюках, и потении, не обязательно в этом порядке. Один из сослуживцев предложил Нишу побороться, дабы развеять скуку, но от этого Нишу стало только ещё более неудобно, особенно потому как этот сослуживец всегда предпочитал бороться голышом, “Дабы предотвратить казённую броню от поломок,” как он говорил.
>> No. 29535
В основном Ниш стоял снаружи, потел, и думал о пиве. Ниш думал о тёмном пиве, светлом пиве, пенистом пиве, спокойном пиве, эле, пивном сусле, портере, и стауте. Он думал о пивных кружках, пивных пятнах, пивных рукоятках, пивных бочонках, о пивной кружке, больших стаканов полных пива, подставках под пивные кружки которые можно швырять в людей после того как ты выпил достаточно пива из каменной кружки, и о столике на которую надо ставить пивную кружку, разве что надо чтобы на кружке сбоку было что-либо дабы кружка не царапала стол. Немного черепашьего панциря было бы неплохо. Он думал о пивепоглотительстве в холодные дни, хорошие дни, дождливые дни, горячие и влажные днм, когда твоя кружка из твоей руки может легко выскользнуть, проливая твоё пиво, что есть плохо, так как у кружки плохая ручка. Может стоит обмотать рукоятку? Нет, нет, слишком скучно. Надо бы что-либо с неровной поверхностью. Что-то что можно почувстовать. Кости. Можно обклеить рукоятку костями. Но надо увеличить основание ручки для улучшения формы кружки. Хорошо бы ещё выбить на ней рисунок, изображение основания первой крепости.
>> No. 29536
Где то в это время Ниш бросил свой арбалет и медленно зашагал к ближайшему рабочему месте, как будто в трансе. “Эй, вернись на свой пост!” сказал его капитан, Момуз. “Иди нахуй”, сказал Ниш. Он зашёл в мастерскую, двинул мастеру каменщику по роже, взял его за шкирку, и выкинул его из мастерской. Момуз закрыл лицо руками и завыл, так как он понял что случилось. “Он одарён. Всё это кончится кровью.”
>> No. 29538
Так, мне в ШКОЛУ, доделайте кто-нибудь
PS: бляяяяя, сколько там опечаток. Похуй, лень переделывать.
>> No. 29552
>>29538
Я попробую, но мне проще заново перевести.
>> No. 29557
>>29552
Валяй
>> No. 29567
Файл 12845576814.jpg - (69.70KB , 327x599 , 327px-2009-0528-MN-IA31-GiantBeerStein.jpg ) Thumbnail displayed, click image for full size.
29567
Все, готово:
http://community.livejournal.com/ru_df/4291.html
>> No. 29568
>>29567
По сравнением с моим переводом, это просто шедевр. В своё оправдание могу сказать только что на дворе было 6 утра.
>> No. 29576
>>29568
Перевод более литературный, но мне твой доставлял больше. Показательный пример перевод "Fuck you". Нет смысла предавать литературность тому месту, где ее нету.
>> No. 29590
>>29576
Если что, я перевел "Fuck you" как "Пошел нахер" не из соображений цензуры и литературности, а потому что мне кажется, что "нахер" звучит лучше, чем "нахуй". Но это так, мои личные ощущения.
>> No. 29593
>>29590
Я просто подумал что в стрендж муде дварфу наплевать кто перед ним, начальник или друг, он даже детей разгоняет пинками. Посему дварф будет максимально дерзко отвечать всем кто отвлекает его.
>> No. 29595
>>29593
Какая хер разница? И "хер", и "хуй" - слова нецензурные, хотя второе чуть более нецензурное. Но это все, честно говоря, мелочи.
>> No. 30060
Файл 128473567915.jpg - (119.05KB , 1500x1591 , df.jpg ) Thumbnail displayed, click image for full size.
30060
Бамп. Мопед не мой, я просто разместил объяву.
>> No. 30084
Анончики, доставьте энгрейвинг, суть такова: схематично в пайнте изображена схема крепости, в которой на верхних уровнях режут много-много котов, их кровь стекает через стоки вниз и питает своим потоком какие-то там механизмы, суть которых я не запомнил. И еще вроде бы эта же кровь заполняет ров. Что-то такое, в общем - я давно видел, но мне очень доставило.
>> No. 30244
Сучечки, где мой энгрейвинг с котокровавой ГЭС.
>> No. 30652
>>30084
Тоже видел такую пикчу, но забыл сохранить.
А реально ли сделать ров из крови?
>> No. 30653
>>30652
Не-а, в ДФ кровь-не жидкость. А жаль. Я бы выжимал всю гоблоту до последней капли.
>> No. 30676
Ктото там пейсал что вода разбавляется кровью навсегда, накидайте кровавых котэ в ров с водой напробу.
>> No. 31254
Файл 128519037248.jpg - (120.96KB , 1570x260 , 1285185886452.jpg ) Thumbnail displayed, click image for full size.
31254
WAT
>> No. 31255
>>31254
FUCKING LOL`d. Wish I had the same artifact tho.
>> No. 31265
>>31255
Шары эт подземные монстры такие, отлови десятка два, напусти на крепость чтобы они устроили резню - дворфы сюжет запомнят и потом заенгрейвят им тебе всю крепость (у меня они твари раскрасили так всю крепость одним и темже эльфом, видать он их чемто весьма впечатлил Т_Т )
>> No. 31317
Мои дварфы почему-то часто рисовали какого-то человека - как он совершил то одно, то другое, то путешествовал куда-то. Наверное, какой-нибудь местный Кухулин или вроде того.
>> No. 31318
>>31317
Мои все время рисуют и ваяют в металле драку какого-то эльфа с болотным гигантом, которая произошла 1000 лет назад. Не знаю, что им так в этом нравится. Ничего удивительного не произошло и гигант убил эльфа, если верить изображениям. Я понимаю, что убитые эльфы - это интересно, но глупо жить историями 1000летней давности, нужно пополнять историю убийствами новых эльфов.
>> No. 31397
>>31318
Йа пришол чтобы рассказать о ТРУ эпик дворфах, и не только, ибо ваистену!11 (всё на англицком правда ну да ладно)
http://df.magmawiki.com/index.php/Cacame_Awemedinade - Cacame Awemedinade the Immortal Onslaught, Эльф король дворфов, заслуженный. (материалы фанатские там для совсем старой версии, а вот тема для енгрейвов мб еще пашет)

http://df.magmawiki.com/index.php/Morul Morul Cattenmat, самый продвинутый дворф в истории.

http://df.magmawiki.com/index.php/Tholtig Tholtig Momuzidek Lelumdoren, королева(царица?) дворфов, почти что лично вырезала всех эльфов.

http://df.magmawiki.com/index.php/%C3%82sax Человек-ласточка, уничтожитель форготтен бистов.

http://df.magmawiki.com/index.php/Planepacked - статуя, самый масштабный артефакт в истории, создана из сотен нефти.

И на закуску аддон позволяющий удобно читать легенды (пашет пока только на .12 и ранее) импортированные из игры и историю мира вообще. Непроебите своих эпических личностей! http://dffd.wimbli.com/file.php?id=2637
>> No. 31400
Файл 128532239636.jpg - (60.88KB , 275x300 , 3Z6JE5GVFL37X76H4YZ2D6ZYT7O4F3E6_jpeg.jpg ) Thumbnail displayed, click image for full size.
31400
Также я нашел тру-ЭпикЪ игру про дварфов:

http://bay12games.com/dwarves/

Уверен, что вы о ней даже не слышали!
>> No. 31403
>>31397
Ты бы ещё рассказал как копать колодец и то что карпы очень опасные твари. Дай угадаю, играешь в 0.21?
>> No. 31410
>>31400
>>31403
бла бла бла, тут не все будут такие задроты-олдфаги как вы, 7ая реинкарнация темы с вопросами тому подтверждение
>> No. 31412
>>31410
Играю всего полмесяца, все эти кулстори уже читал. Ты просто тормозной какой-то
>> No. 31416
>>31410
На самом деле "вопросные" это то место в котором олдфага проявляют уважение к знаниям других олдфагов, задавая вопросы, отвечая на которые повышают карму ответивших.
>> No. 31426
>>31416
На самом деле, вопросные, это своеобразное состязание олдфагов, типа "СВОЕЙ ИГРЫ" С Вассерманом, где они соревнуются, кто быстрее и более полно ответит на рендомный вопрос. Вопросы имеют уровень сложности и оцениваются баллами, учет которых ведет Примус. В конце сезона олдфаг, набравший наибольшее кол-во баллов признается легендарным и получает переходящий банхаммер - символ власти на ДФаче.
>> No. 31427
>>31426
>В конце сезона олдфаг, набравший наибольшее кол-во баллов признается легендарным и получает переходящий банхаммер - символ власти на ДФаче.
И почему-то всегда побеждает Примус.
408 Сообщение omitted. First 100 shown. [Return] [Entire Thread] [Последние 50 постов] [Первые 100 постов]

Delete post []
Пaроль